Технология изготовления финифти
В этом разделе мы хотели бы ознакомить наших покупателей с процессом изготовления финифти, чтобы понять насколько он трудоемок и интересен. Технология изготовления финифти требует большого практического опыта и профессионального чутья мастера. Малейшее отступление от ее законов может безвозвратно загубить уже почти готовое изделие.
Основой финифтяного изделия служит медная пластина, которая вырезается по размерам и формам будущего произведения - круглая, квадратная, овальная. Раньше она выколачивалась на специальном шаблоне, а в настоящее время просто штампуется, отчего становится слегка выпуклой.
После очистки и травления металла на него наносится эмаль - особая стекловидная масса, истертая в порошок.
Эмаль на заготовку можно наносить двумя способами: либо посыпать ее эмалевым порошком, либо густо разводить его с водой и наносить кистью. Пластинка после этого помещается в муфельную печь и обжигается. Эмалевый порошок тонким слоем покрывает всю пластину и прочно сплавляется с нею. Но этот слой неровен и очень тонок, поэтому процесс нанесения эмали и последующего ее обжига повторяется несколько раз. А чтобы пластинка прогревалась более равномерно, ее тыльную сторону покрывают "контрэмалью", иначе эмаль на лицевой части даст трещины.
На этом подготовка пластинки заканчивается.
После этого художник по заранее разработанному эскизу переносит на пластинку рисунок и начинает ее расписывать. Роспись производится особыми надглазурными красками, причем все они будучи в порошкообразном состоянии, имеют цвет отличающийся от того, который получается после обжига. В этом заключается самая большая трудность для художника: он очень тонко должен чувствовать, какой плотности нужно наносить мазок, какие краски смешивать, чтобы достичь желаемого цвета и тона. А их-то и невозможно получить за один прием. Поэтому финифтяные пластинки расписываются - с последующим обжигом - три, четыре и более раз, пока живописец не почувствует, что задуманная им в эскизе колористическая гамма достигнута.
Второй, важный человек, принимающий участие в создании у крашения из финифти - это, конечно же, ювелир.
Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть как ювелирное изделие, как правило, имеет оправу в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки . Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную, кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.
В украшениях, представленных на нашем сайте, за основу ювелирной оправы берется медь или латунь.
На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Украшения из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!